В июле 2018 в городе Троицке Челябинской области и столице республики Башкртостан Уфе, в 7-й раз, состоялись большие «Расулевские чтения», приуроченные к 185-летию со дня рождения богослова Зайнуллы Расулева. Собрались на чтения более семи ста ученых людей. Стало интересно, что читали ученые...

Зайнулла Расулев, биография

Биографию богослова я записала со слов правнучки Расулева. Она – блогер Р. Валеева. Пересказываю факты из жизни Расулева, сократив множество эпитетов из рассказа Валеевой.

Расулев родился в 1833 году в башкирской деревне Шарипово в семье муллы. Учился в деревне, затем в Троицке, когда он относился к Оренбургской губернии. Учился в медресе. (Других учебных заведений в

позапрошлом веке не было).

В 25 лет Расулев стал имам-хатыбом в деревне Аккужа Оренбургской губернии.

В середине XIX века Зайнулла Расулев отправился в хаджж. Остановился в Стамбуле и там, в 1859 году, был

посвящен в члены суфийского ордена Накшбандийа.

Отложив хаджж, Зайнулла Расулев изучает суфизм. Совершив хаджж, возвращается на родину.

Ввел новшества в практику мусульман. (Не смертельные, с моей точки зрения, новшества). Например, громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), празднование дня рождения пророка (с.г.с.), ношение четок и так далее. А старые муллы, обвинили Расулева в ереси. Расулев был арестован и в 1873 году и сослан в ссылку. Был в заключении в Златоусте восемь месяцев, в Вологодской губернии – три года, в Костроме — пять лет.

В 1881 году Расулев вернулся из ссылки и возобновил деятельность имама в деревне Аккужа.

Расулевские чтения ознаменовались открытием медресе Расулия

После 99 лет медресе «Расулия» откроется вновь

Медресе «Расулия»

Расулев еще раз совершает хаджж, его имя становится известным.

С 1884 года, работая имамом в мечети Троицка, основал медресе «Расулия». Медресе было лидером в духовном образовании, получило известность на всю Россию. В чем было лидерство медресе?

В 1893 году Расулев вводит в медресе изучение светских дисциплин. К началу, двадцатого столетия, медресе «Расулия» превратилось в полусветское учебное заведение с 11-летним обучением, стало центром религиозной жизни зауральских башкир.

Студенты изучали вероучение, русский, арабский, турецкий языки. Обучались чистописанию, чтению, заучиванию и толкованию Корана и хадисов. Также шакирды изучали математику, российскую, тюркскую и всеобщую историю, историю ислама, священную историю. Еще изучали теологию, мусульманское право, этику, гигиену, географию, естествоведение, физику, химию, зоологию, педагогику.

Имя Расулева становилось авторитетным, он приобрел поклонников и врагов, на него писались жалобы. Трудно было Расулеву вводить новые дисциплины в обучение шакирдов. Но время этого требовало.

Расулев запомнился не только из-за медресе с полусветским образованием. С его именем связано и проникновение суфизма в среду мусульман Поволжья, Урала, Дагестана. Но, когда Расулев умер в начале 1917 года, медресе закрылось.

Медресе «Расулия» возродят

Некоторые думают, что в советское время суфизм исчез, его нет. Другие люди думают, что его нужно возродить, ведь если не суфизм, то может прийти экстремизм. А как суфизм возродить, если Ислам в любом его проявлении вызывает у населения боязнь? Религия Ислам стала у людей страшилкой. За фетвами (за решениями по вопросам религии), например, в Башкортостане принято ходить в прокуратуру. Прокурор выносит определения, экстремист ли имам или нет.

В уральском федеральном округе губернатор и чиновники решили возродить (через 99 лет) медресе, и тогда будут в округе свои деятели и эксперты по религии Ислам.

По крайней мере, сообразили они сами, или подсказал им муфтий Талгат Таджуддин, суфии будут бороться не с внешним врагом, а с внутренним – со своим нафсом, ведь задачи суфиев – совершенствовать свои души.

Жив ли суфизм?

 «Исследователь Беннигсен(востоковед) считал, что суфизм исчез у татар и башкир, а орден Накшбандийя среди них не распространен как, например, в Дагестане и Чечне. Мысль, что пятивековая традиция могла исчезнуть в течение 70 лет, как бы ни были сильны репрессии, кажется невозможнойДеятельность Зайнуллы Расулева проясняет значение суфийских орденов в распространении Ислама среди тюркских народов Центральной Азии, она обнаружила много общего с джадидистами, способствуя, культурному возрождению татарского народа. Демонстрирует его жизнь и деятельность, что татарские ученые и религиозные деятели принадлежали к транснациональной сети и разделяли общие заботы мусульманского мира до изоляции, обрушившейся на российских мусульман при большевизме». Цитата взята из журнала «Татарстан», 1995

Человек-легенда

Для Троицка жизнь и деятельность богослова Расулева осталась ярким эпизодом в истории города. Сотни учеников Расулева разлетелись по миру и России, передали духовный опыт и знания учителя Расулева своим ученикам.

Таким и должно быть мусульманское кладбище. Хорошим воспитателем был имам Зайнулла Расулев

Зайнулла Расулев похоронен на кладбище Троицка

Еще не поняла, кто такой Расулев, но на примере троицкого старинного кладбища, которое на картинке, я вижу, что воспитание имамом Расулевым паствы было добротным. На кладбищах мусульман должен быть именно такой порядок – устанавливаются в местах захоронения покойников одинакового размера камни-памятники и места эти не огораживаются оградками.

На современных кладбищах, мы знаем, родственники умерших продолжают состязаться в достатке – камни становятся больше и больше, материалы массивнее и дороже. Идешь по кладбищу и видишь на мраморе изображения ликов умерших, иногда они в полный рост на камнях изображаются, или гармонистами, или орденоносцами. Куда глядят современные духовные воспитатели–муллы? Почему не воспитывают?

Что такое суфизм

Суфизм – мистико-аскетическое течение в Исламе, возникшее, в середине VIII – начале IX веков. С XI-XII веков распространение получил институт «учитель-ученик» (муршид-мюрид) с системой практик. Это привело к росту авторитета наставников, крупнейшие суфийские учителя стали так почитаться, что сложился даже культ почитания их могил. Вот и кладбище в Троицке служит местом паломничества.

В Поволжье суфизм проник поздно – не ранее XVIII столетия, а его влияние ослабло еще до революции 1917 года. На территории Северного Кавказа среди чеченцев, ингушей, дагестанцев суфизм сохраняет свои позиции долго и прочно до сих пор.

Что стало с суфиями в Узбекистане

Вот что пишет Николай Подосокорский, известный блогер, в своей статье «Современные суфийские группы в Узбекистане и Центральной Азии:

«Социальная и экономическая активность, при одновременной политизации суфийских братств (прежде всего, Накшбандийа) сыграли в свое время свою положительную роль в жизни местного социума, одновременно резко возвысив влияние суфизма, в особенности его лидеров. Однако со временем, когда политически влиятельные суфийские династии стали вступать в родственные связи с правящими династиями, политическая активность ослабла, либо была поставлена на службу собственно кланов. Это, в конечном итоге, привело к фактической интериоризации основных ветвей братства Накшбандийа, точнее лидеров суфийских кланов».

Что сказал муфтий Татарстана

«Суфии – это не секта, а люди, которые больше поклоняются Всевышнему», – так муфтий РТ высказался о суфиях. Самигуллин сказал, что татарские ишаны – «рухи остазлар» – духовные учителя, наставники. Но, добавил он, рухи остазлар известны современным татарам по книгам и кино как негативные персонажи: «Врагам нашего народа, нашей религии нужно было очернить этих людей». Таким «очернителем» муфтий Самигуллин, считает и писателя Гаяза Исхаки. Якобы Исхаки показал муллу «с большим пузом», который наживается на страданиях народа.

Не только Гаяз Исхаки показал жизнь духовных священнослужителей с обратной стороны. И Мажит Гафури, который учился именно в Троицком медресе, написал повесть «Черноликие», которая не может читателя не пронзить правдивостью. Писатели, на то они и писатели, чтобы глядеть на жизнь с разных точек зрения, могут показать муллу не только как аскета, они вскрывают болевые точки общества.

Гаяз Исхаки — глыба. Его произведения 100 летней давности не потеряли актуальности и сегодня.

Расулев, где книги учителя?

Принялась разыскивать труды выдающегося ученого Зайнуллы Расулева. Но, к сожалению, поиски не увенчались успехом. В дагестанских источниках объяснили, что обучение у суфиев происходит на уровне учитель-ученик, записей обучения не делается. Это интригует еще больше. Появилось желание узнать о суфизме, и я обратилась к материалам ежегодных Расулевских чтений. Оказалось, тут трудов ученого не читают. Хвалят Зайнуллу Расулева и слушают мунаджаты.

Расулевские чтения - светское культурное мерприятие

Расулевские чтения

Одежда на уважаемых женщинах в президиуме объясняет, что Расулевские чтения – сугубо светское культурное мероприятие.

На Расулевских чтениях говорят хвалебные речи о Зайнулле Расулеве. Учитель, заботился о шакирдах, некоторых содержал, имел дар врачевания, ученики – именитые ученые, послужили народам в их духовном развитии. Читать труды самого Расулева мне не посчастливилось.

На Расулевских чтениях присутствуют чиновники, которые к Исламу отношения не имеют, но присматривают за ним и понимают в суфизме и Исламе с точки зрения их влияния на общество в смыслах их вероятной безопасности или, не дай Бог, опасности для государства.

В заключении Расулевских чтений, видимо, принято слушать мунаджаты, для гостей играют известные татарские баянисты.

Расулевские чтения происходят в виде праздника единения духовенства и атеистов, праздника согласия имамов и чиновников между собой, утверждения, что непонятный для людей и страшный Ислам ничем в данное время и в данном месте не угрожает. А если учиться Исламу, читать Коран, так ведь это долгое занятие на чужом языке, и кто же выберет себе такое времяпровождение, которое в сложное время не сулит материальных благополучий?!

Куда приятнее слушать мунаджаты! От женщин различного возраста, одетых в красивые цветные национальные одежды, фартуки и вышитые жилеты. О чем куплеты народного творчества? Хорошо, что их сохранили. Если они призывают к богобоязненности, то люди, выслушав проникновенные куплеты, станут мусульманами.

Яркая и эффектная одежда на исполнителях мунаджатов

Народ Среднего Урала сохранил мунаджаты — песенное творчество народа

Песня из детства

Я родилась и выросла в Янауле. Ходила в русский садик и в русскую школу. Из громкоговорителя в доме вещало татарское радио.» Поскольку я пишу здесь про событие в  Уфе и Челябинской области, пришла из памяти песня «Уфа-Чилябе», звучавшая по радио в детстве:

Биючеләр бииләр,

Көе килми димиләр.

Уфа-Чиләбе,

Пешә кура җиләге.

Бииләр дә бииләр,

Көе килми димиләр.

Эй, Уфа-Чиләбе,

Пешә кура җиләге.

Бас әле, бас эзенә,

Күз тимәсен үзенә.

 

В данном случае, если идти след вслед за Зайнуллой Расулевым, то лучше приближаться к Аллаху, читая Коран.

Ученый человек Зайнулла Расулев трудов не оставил после себя? Может, думал: “Людям, чтобы быть богобоязненными и воспитать свой нафс, достаточно будет читать Коран и хадисы?”

Народ на Среднем Урале – башкиро-татарский

Лет 30 назад приходилось с рюкзаком ходить по Среднему Уралу. Маршрут пролегал через деревню, на карте она была обозначена, и мы, туристы, к ней стремились. Деревни не нашли, ее переселили(?). Нашли только кладбище с полумесяцами и татарскими именами.

Когда вышли из заброшенных людьми мест на железнодорожную станцию, услышали татарские (или башкирские) песни в сопровождении игры на баяне. Уже не по радио, Наяву. У населения происходили проводы в армию мальчишек.

Помню удивление: Средний Урал оказался башкиро-татарским.

Мнение преподавателя по религии

Ишмурат Хайбуллин – преподаватель и переводчик. Его книжка зеленого цвета в твердой обложке «Грамматика арабского языка» всегда на моем столе. Я беру эту книгу в руки с благодарностью. Написана книжка на русском языке. Понятно изложен материал. Если попадаются трудные вопросы арабского языка, заглядываю в книгу Ишмуратова, как окунаюсь в спасение.

Сегодня нашла в Интернете статью. Статья называется: «Кто вы, Зайнулла Расулев?» Автор пишет:

«Невозможно понять, чем жил и о чём думал человек, пока мы не ознакомимся хотя бы с одним из его трудов. Всемирная сеть выдает, что у З. Расулева их было несколько.

Лично я не буду верить ни одной цитате о шейхе З. Расулеве, несмотря на многочисленные конференции, «анализы деятельности», «чтения» о нём, пока не увижу, что говорил и писал он сам. А пока этого не произошло, загадочная личность З. Расулева окутана для меня тайной, и, как безмолвный ответ на вопрос «Кто же вы, Зайнулла хазрат?», всплывает перед глазами единственная фотография шейха со взглядом учителя, загадавшего загадку и ждущего, кто отгадает её первым…»

Вначале я набрела на статью «Кто вы, Зайнулла Расулев?», затем прочитала и полностью согласилась с автором. Потом я решила сослаться на мнение этого автора в данной заметке. Посмотрела на фамилию автора. Ба! – обрадовалась я, – статью написал Ишмурат Хайбуллин, еще раз помог разобраться в непонятной ситуации.

Сегодня обществу понадобилось вспомнить имя ученого Зайнуллы Расулева для того, чтобы ссылаться на его авторитет, чтобы направлять мусульман округа по миролюбивой дорожке суфизма.

А что такое суфизм остается для читателей тайной... Понятно только, что суфий и ученик суфия – штучные товары...

Что пишут уважаемые башкиры

«В 2019 году в нашей республике большое событие – 100-летие Республики Башкортостан. К тому времени Всемирный курултай (конгресс) башкир должен подготовить проект «100 личностей к 100-летию». Этим мы хотим показать, что среди башкир были великие люди, которые способствовали становлению нашей автономной республики, среди которых был и Зайнулла Расулев, – отметил Амир Ишемгулов. – Наш народ всегда был образованным. Например, мой дедушка из маленькой деревни Кугарчинского района Башкирии 15 лет отучился за рубежом и знал три языка. Сейчас в деревнях таких людей не встретишь. Сегодня мы должны знать и показывать, насколько образован наш народ».

Пчелы - щедрый подарок от Аллаха и Его забота о нас

Пчелы — милость Аллаха для людей

В вышеприведенном высказывании Амир Ишемгулов заметил, что ученых людей в деревнях Башкортостана сейчас нет. В следующем предложении он утверждает, что нужно показывать, насколько образован народ.

В Википедии пишут, что Амир Минниахметович Ишемгулов — российский башкирский учёный-биолог, специалист по пчеловодству. Доктор биологических наук (2005), профессор (2006).

Мое почтение, Вам, уважаемый соотечественник, Амир Минниахметович!

Только Расулев не мог (или мог?) способствовать становлению республики Башкортостан, он умер в феврале 1917 года в возрасте 83 лет, а республика образовалась в 1919 году. Вы, депутат и речедержатель, погорячились в своей речи в преддверии замечательных праздников? Или нет? Возможно, Расулев влияет на жизнь даже тогда, когда ушел из жизни... Он же суфий...

Еще один башкир Рустам Азаматов пишет так:

«Наши соседи (Рустам видит в качестве соседей – татар) давно уже сделали ишана своим. Так в 2014 году Самигуллин (муфтий РТ) на проповеди в первой соборной мечети г. Уфы назвал Расулева «татарским ученым», кто-то из прихожан тут же его поправил, сказал, что Расулев — башкир. Через месяц Самигуллин уже в КФУ повторил свои слова. В фильме, подготовленном ДУМРТ, о татарских просветителях Расулева опять назвали «татарским».

Пусть дружат башкиры и татары

Башкиры искренне почитают и любят Зайнуллу Расулева, ревностно к нему относятся. А татары говорят, что Зайнулла Расулев просветил татар, и за это они Расулеву благодарны. Ему благодарны и казахи, и киргизы, и дагестанцы, в общем, верующие люди – мусульмане.

Поэтому, напомним слова Аллаха:

«Воистину, верующиебратья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, быть может, вы будете помилованы». Сура «Покои», аят 10.

Видит Бог, татар и башкир нужно мирить, они – братья, если они мусульмане, конечно.

Мусульманам велено:

„И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!“ Сура «Гимран», аят 3. Там не сказано: «Эй, башкиры и татары, потяните вервь как на сабантуе – на себя. Кто окажется сильнее в состязании или словесной перепалке, тому достанется ученый Зайнулла Расулев».

Будем надеяться, что труды выдающегося ученого и просветителя Расулева опубликуются и прочитаются и башкирами, и татарами. Расулевские чтения станут еще более масштабными, полезными мероприятиями и светлыми праздниками согласия.

Заключение

Раскусила я, что такое Расулевские чтения. Не пришлось только доподлинно узнать, кто такие суфии, кажется, это просветленные люди.

Всем желаю мира, добра и боговдохновления! Как у суфиев...