Еще недавно о сервисе блаблакар я не знала, не ведала. Потом чаще стали доноситься слухи, что водители берут с собой попутчиков.

А недавно и я съездила из Набережных Челнов в Башкирию, в Янаул, пользуясь сервисом блаблакара.

Как добирались на родину лет 20 назад

Пора в путь-дорогу, дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идём.

Эх дороги, не пыль, не туман, просто беспутица, просто — обман.

Об этом – лучше было бы не вспоминать. Но это было каждый раз – незабываемо.

По-татарски, преодолеваемые в пути муки, называются «юл газабы». По-русски – мытарства. Мытарствовали мы на дорогах долго, после того, как переехали из Башкирии в республику Татарстан.

Несколько раз в год проведывали в Башкирии дорого для нас человека — мою свекровь, которая оставалась в своем доме в деревне. К ней ездили дорогой через Дюртюли, потом еще — на 2-3-х попутных автомобилях. Тратилось не менее 8-10 часов на дорогу, и все наши сбережения так уходили.

От асфальта до деревни была дорога, по которой по колее и бездорожью могли следовать только лесовозы Урал или вездеходы ЗиЛ. В эту деревню сейчас почти не ездим, может только один раз в 5 лет, но сильно по ней скучаем.

Как добирались из Челнов в деревню Чумара

По воде

Метеоры возили нас из Татарстана в Башкортостан и обратно.

В Николо-Березовске на реке Кама раньше стояла и действовала пристань.

Когда-то ходили по реке Каме судна «Метеоры», возили пассажиров. Добирались тогда из Челнов до пристани в Николо-Березовке.

По водной магистрали делали мы главный бросок в преодолении пути. Затем следовали 4 или 5 мелких бросков.

Сейчас речного порта в Николо-Березовке нет. И пассажирской перевозки — нет. А жаль, ведь невообразимая красота открывается путешествующему по воде человеку и радует ему глаза, когда берега проплывают перед взором, при следовании по реке пароходом.

По железной дороге

Через Агрыз ездили на поезде. Этот путь недешевый, и удобным назвать его нельзя. Например, стояла к одной кассе на станции Агрыз очередь из сотни человек много часов на ногах возле окошка кассы, ожидая, когда возникнет возможность и продажа билетов на проезжающий скорый поезд.

Когда тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки неуклонно повышаются, люди ищут другие средства перемещения.

Пассажирские поезда часто имеют обыкновение не останавливаться на первой платформе и вставать на первый путь.

Теперь в РЖД – порядок. Можно заранее в Интернете найти актуальное расписание движения поездов, изучить его, заказать билет на определенное число. И возле касс не толпится ни один человек.

Есть сегодня в РЖД новая особенность. Не знаю, все ли с ней столкнулись, а мне было неожиданным и стрессовым состоянием, когда объявили, что пассажирский поезд прибывает на 22–й путь. С багажом поднимаешься на мост над всеми путями, бежишь и ищешь свой 22-й путь. А перед 22-м путем стоят составы с цистернами или углем.

Понимаешь, что для РЖД главное – товар, прибыль, а потом уже – человек-пассажир.

Сообщением по воздуху

На самолете бы летали, да аэропорта в Янауле давно нет. Аннулировали. Нет даже памятника самолету-кукурузнику. Нет райкома партии. Но памятник Ленину в Янауле стоит, слава Богу. В самом деле, он кушать не просит. Стоит как памятник социалистической эпохе. Когда человек человеку был друг, товарищ и брат. И строили коммунизм мы для счастья каждого.

В общем, родина — Башкортостан на карте – ближняя, соседствующая, а путь в западный Башкортостан, примыкающий к Татарстану, был долгий – с пересадками. Бывало, устремлялись и через переправу на реке Белая. Стояли на всех поворотах дорог, голосовали при любых погодных условиях.

Впрочем, самолеты, метеоры, автостопы – то было давным-давно, воспоминания прошлого. Когда свекровь согласилась к нам переехать, забрали мы ее к себе в Челны со всем ее скарбом. И больше на родину уж сильно не рвались, не мытарствовали в пути.

Проведывать родных – нужно

Проведывать родину и родню время от времени нужно. Всевышний дал родных, Он испытывает нас, смотрит, дорожим ли родственными отношениями. Поддерживаем ли родственные связи, помогаем ли бедным из них, проведываем ли старших, заботимся ли о младших, вспоминаем ли ушедших?

Посланник Аллаха сказал: «Человек, который разрывает родственные связи, в Рай не войдёт», и еще он сказал: «Держите родственную связь хотя бы приветствием».

Хорошо, если считаешь себя законопослушным перед Всевышним Аллахом, и собираешься в дорогу. Есть время, здоровье для путешествия, деньги, есть люди, которые ждут, или не ждут, совсем уже отвыкли. Есть блаблакар, который надежно довезет тебя до родни, чтобы ты им о себе напомнил. Приедешь и скажешь: «Здравствуйте, я — Ваша тетя».

Регистрация на блаблакаре

Я зарегистрировалась на блаблакаре заранее, из предложенных возможных вариантов выбрала утренний рейс, памятуя, что дорога – длинная. Марка автомобиля и имя водителя – это далеко не все сведения, которые можно черпнуть из сервиса блаблакар для себя заранее.

Удивила дешевизна стоимости проезда, сведение, что и обратный рейс возможен через 3 дня на этом же авто. Можно прочитать отзывы о водителе и людях, которые собираются выехать в путь выбранным рейсом.

О каждом, кто занимал пассажирские места, были известны имена, возраст, отношение к музыке, курению, животным. Каждый из участников путешествия должен был выставить на сайте блаблакара ясные фотографии и быть узнаваемым.

Стоимость проезда – приемлемая и для студентов, и для пенсионеров. Путешествие на блаблакар – взаимовыгодное мероприятие. Хорошо и водителю и пассажирам. Так водитель нам и сказал: «И вам – хорошо, и нам».

Был конец августа. Чудесный летний день. Вежливый водитель, приятный, открытый, улыбчивый. В салоне – никто не курил, не сквернословил, не выпивал. Ехали без проволочек. Дороги — хорошие. Бывает ли в пути лучше, не знаю...

Переправа

Добрались скоро до переправы через Белую возле Актаныша. Долгого ожидания парома не было. Если машин много, работают параллельно два парома. Покружились на воде и переправились.

Тут действуют два парома, поэтому, ожидание парома для блаблакара - дело недолгое.

Вот и место переправы. На дальнем берегу — уже — Башкирия.

«Переправа, переправа, берег левый, берег правый». «Слева, если, – Татарстан, справа уж – Башкирия», – присоединилась я чуть-чуть к Твардовскому. Такое было поэтическое настроение.

Спрашиваю попутчиков: «Через какую реку сейчас мы переправились?» Отвечают: «Через реку – Белую». «А это не Агидель ли?» – допытывалась я. «Нет, – отвечают, – это Белая». Пришлось напомнить для молодежи, что слово «Ак» – означает по-татарски белый цвет. «В самом деле, – согласились они, — река, наверное, Агидель, она и есть – Белая».

Доехали мы за 3,5 часа прямо до Янаула – моей родины.

BlaBlaCar, что это по описанию Википедии?

Это – международный сервис, который организует попутчиков. Придумал его француз Фредерик Мазелла в 2006 году. Сервис в настоящее время работает в 22 странах, объединяет 45 млн людей (10 млн – на российском рынке).

Во Франции сервис развивался и получил название BlaBlaСar в 2013 году. То есть там начинали, развивали, опробовали, потом распространили по миру. В России и на Украине сервис работает с февраля 2014 года.

На условной карте показано, как популярен в мире сервис BlaBlaСar в 2016 году.

Блаблакар, пусть уж будет общим благом.

На карте мы видим, что блаблакар прижился больше всего в России.

Именно Россия стала самым большим по площади рынком для сервиса блаблакар. Также BlaBlaСar успешно распространяется в Латинской Америке. В США, предполагается, что сервис не приживется, так как там топливо – дешевое, и есть внутренние частые авиарейсы.

Особенности площадки блаблакар

О поездке водитель и пассажиры в Интернете договариваются заранее. Водитель едет по своему маршруту и на сайте блаблакар предлагает места в автомобиле.

Пассажиры после регистрации на сервисе набирают в поисковике сервиса нужный маршрут. Ему открываются для выбора варианты. Пассажиры выбирают и бронируют места для себя виртуальным образом.

Администрация сервиса держит все под контролем. В банке данных сервиса остаются отзывы на водителя и всех пассажиров. Администрация контролирует, чтобы пассажир платил не более трети стоимости топлива на поездку.

Если обычные таксисты берут с пассажира затраты на топливо и не только, зарабатывают для себя и семьи, то на площадке блаблакар водители всего лишь компенсируют часть затрат на поездку.

Российские пользователи сбор с пассажиров и комиссии сервису блаблакар, француским руководителям сервиса, не платят.

Такой гуманный в отношении российских людей сервис.

Сравним стоимость проезда сервисом блаблакар со стоимостью проезда на такси

За проезд из Набережных Челнов в Янаул (317 км), договоренность произошла на площадке блаблакар, мной оплачено водителю 350 рублей. Один километр пути на блаблакаре обошелся мне в один рубль.

За проезд из Янаула в деревню Кумово на кладбище, где находится могила моей мамы, на то, чтобы покрыть расстояние в 33 км, таксисту была уплачена сумма   1 000 рублей. Один километр проезда на такси обошелся мне в 30 рублей. В 30 раз дороже, чем на блаблакаре.

Только потому, что сервис блаблакар работает на межгородские сообщения. Между деревнями сервиса блаблакар нет, тогда таксисты жируют.

Благо, что блаблакар пришло к нам. Низы и верхи, как Вам блаблакар?

Как IT технологии идут к нам с запада, так и блаблакар идет оттуда же. Лишь бы мы правильно пользовались этим благим для народа сервисом, без внесения в него национальных особенностей. Делали бы хорошие дела, и пусть нам всем Бог помогает в хороших делах. Пусть снизу никто блаблакар не компрометирует, а то ведь его сверху радостно прикроют.

Компания блаблакар говорит, что по статистике, сервис насчитывает более 2 млн доступных для бронирования мест и более 3 млрд километров опубликованных маршрутов, также утверждает, что за время существования BlaBlaCar было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов углекислого газа.

Заключение

Сервис блаблакар для жителей России с их небольшими зарплатами и пенсиями, несомненно, является благом. Лишь бы не прихлопнули его сверху госструктуры, сказав, что сервис не дает в казну прибыли. Или нет сертификата и аккредитации у водителей для извоза.

А пока в сервисе блаблакар нашлась благодать для 10 млн российских людей.