Антон Кротов. Мой путь к Исламу

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ниже приводится текст Антона Кротова. Антон Кротов известен людям как путешественник и автор 55 книг о путешествиях.

Фотографии, которыми я слегка разредила печатный текст, нашлись в библиотеке Гугла. Забрала еще 5 штук новых фотоснимков из социальной сети ВК со страницы Антона Кротова. На его странице в сети 3 апреля 2020 года появились 42 тысячи и 101 фотография, сделанные им в 2020 году в длительном путешествии в Африку. Набирайте в поисковике: «Антон Кротов ВК» и глядите. Когда еще сами побываете в Африке...

Как люди приходят в Ислам? Чем мотивируют? Мне всегда это было интересно, надеюсь, интересно и посетителям моего сайта.

Антон Кротов. Мой путь к Исламу. Часть 1

Довольно часто у меня спрашивают, как это случилось, что ты, Антон, принял ислам, с чем это было связано, кто повлиял на тебя и почему так вышло? Спрашивают даже, кто меня заставил это сделать (поменять религию своих предков), и в какой стране это случилось – таким людям кажется, что стать мусульманином можно только по принуждению, или же из каких-то меркантильных соображений. Я отвечал, но спрашивают опять, видимо мои ответы казались народу слишком короткими. Появилось время написать обо всём подробно, вот и начнём, с именем Единого Бога.

Родители у меня христиане, и с детства воспитывали меня с христианским уклоном. В младенчестве крестили, потом иногда водили в храм, чтобы я причастился. Вокруг меня были обычные московские люди, кто-то из них религией не интересовался, кто-то тоже иногда в храм ходил, по праздникам, и я ходил. Каких-то сомнений в правильности всего этого у меня не возникало. Библию я прочитал всю в шестнадцать лет, многое, что запомнил из неё, и до сих пор помню многие цитаты.

В 1991 году я начал активно путешествовать, и примерно тогда же Россию наполнили всякие проповедники и провозвестники религий – это дало мне информацию, что религий много, а не одна. Я с большим интересом стал посещать мероприятия разных исповеданий. То проповедник Билли Грэм приехал в Москву, выступил на стадионе, и призвал всех к Иисусу. То Свидетели Иеговы активизировались и призывали вступить в число 144,000 праведных и избранных (но конкурс там, надо полагать, был очень жёсткий, и я не стал участвовать). То экзальтированные провозвестники новой «мессии» – некоей Марии Дэви Христос – ездили по всей стране и кричали громко:

– Мария Дэви Христос! Это истинный бог! Она стучится в каждый дом! Она стучится в каждую дверь! Она просит, чтобы ей отворили! – вся наша бывшая единая страна, от Архангельска до Одессы, была заклеена этими плакатами, из которых выходило, что в какой-то день ноября 1993 года случится Страшный Суд, и все верные этой тётеньке отправятся на небо, а прочие сгорят, неминуемо, в аду. Некоторые вступали в эту секту и тоже бегали по стране с портретами «Матери Мира».

Ещё один проповедник, Виссарион, христосообразный дяденька лет тридцати, с бородой, одетый в длинный красный халат, тоже ездил по стране, собирал сторонников и скептиков, говорил тихо, умно, витиевато, приглашал ехать к нему в Сибирь, спасаться в Новом Иерусалиме. Он и поныне там живёт с несколькими тысячами последователей, в Курагинском районе Красноярского края, можете съездить и посмотреть.

Мормоны и буддисты, последователи Сёко Асахары и ученики Шри Чинмоя, протестанты-пятидесятники и адвентисты, йоги, сторонники Порфирия Иванова и даже сумасшедшие граждане, получившие послания «от инопланетян», – активно ездили по СНГ и проповедовали в бывших кинотеатрах и полупустых Дворцах культуры. Иногда и стадионы собирали, но редко. Каждый уверял, что только его союзники обладают истиной, а остальные попадут неминуемо в ад. Что наступает вскоре конец света, или же начнётся какая-то эра водолея, или же придёт вторично Иисус Христос, и Страшный Суд организует.

Я с интересом посещал все мероприятия и читал всяческую литературу, иногда спорил с адептами и даже устраивал споры и скандалы. Самый большой скандал получился в секте последователей корейского гуру Сан Мён Муна. Его «церковь объединения», скрывающаяся под разными табличками и названиями, открыла в Москве специальные курсы, чтобы лучшие представители молодёжи могли изучить мунистскую трактовку Библии. На собраниях пели песни и даже кормили супом (это был не очень сытый 1993 год). Наличие супа продержало меня на курсах более месяца, пока нам не был предложен специальный продлённый семинар. На нём, после исследования Библии по-мунски, было «доказано», что Иисус в качестве второго пришествия должен был родиться в Корее в период с 1914 до 1930 годы, и этим Спасителем является сам основатель секты преподобный Мун. У меня уже был опыт трактовки библейских изречений, и я проник вперёд к доске, оттеснил проповедника и за три минуты «доказал» – с помощью тех же богословских рассуждений – что Мессия должен был родиться в Кызыле (Тува) около 1945 года. Вся проповедь мунитов пошла прахом, меня с собрания выгнали и больше на бесплатный суп не приглашали. А ведь зря! Сейчас – смотря из 2016 года – мы видим, что их корейский «Мессия» – Мун – уже умер в 92-летнем возрасте, а на должность «Спасителя» – или спасателя – им вполне подошёл бы Сергей Шойгу: он столько лет главным спасателем работал, и действительно родился в Туве, но только на десять лет позже «предсказанного» срока.

* * *

Антон Кротов

Места, где на Земле побывал Антон Кротов, — на карте показаны черными линиями. Путешествия в 2020 году намечались зеленым цветом, а красная линия показывала планы на 2021 и последующие годы.* * *

Единственно кто не проповедовал активно в те годы, это были мусульмане. О существовании ислама я знал теоретически, хотелось бы и глубже ознакомиться. В 1993 году я купил в Москве Коран в переводе академика И.Крачковского, взял книгу с собой в одну из поездок, прочитал с интересом. В чём-то Коран напоминал Библию, но отличался – стилем изложения, мне так показалось, и правописанием некоторых имён. Библейский Моисей – в Коране Муса, Авраам – Ибрагим, Иисус – Иса, а Бог – Аллах (кстати, в переводах Саблукова и Богуславского сохраняется слово «Бог»). Отношение к Иисусу другое, чем у христиан, в исламе он не обожествляется, а представлен как один из основных пророков. Много оказалось в Коране и бытовых, практических рекомендаций – как делить наследство, жениться, брать в долг, сражаться, держать пост, и так далее. Прочитал Коран, тоже поставил на полку, вместе с сотней томов других религиозных произведений.

Как же мусульмане молятся и что делают на своих богослужениях, это было из Корана непонятно. Интересно было бы как-то это выяснить. Вернувшись в Москву, я посетил московскую Соборную мечеть на проспекте Мира и проделал то же самое, что делали все окружающие люди во время коллективной молитвы. На словах «Аллаху акбар» (я уже знал, что это означает «Бог велик») – люди вставали и кланялись, потом опять вставали и т.д., я тоже делал так же. Никто у меня ничего не спросил и вообще не заподозрил, что я какой-то там человек посторонний.

Помимо этого, я посещал и учреждения всех прочих религий. Ездил по монастырям, бывал в самых известных и святых обителях – Дивеево, Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерская лавра, Соловки, Оптина пустынь и т.д... Ночевал там неоднократно, где-то помогал по хозяйству, вступал в разговоры о вере, искал ответы на интересующие меня религиозные вопросы, думал, возможна ли практическая жизнь в соответствии с канонами христианства, и есть ли вообще в миру образцовые христиане. Познакомиться с образцовыми христианами так и не удалось: вероятно, их концентрация на планете является крайне низкой.

Примерно то же наблюдалось, но в меньшем масштабе, с последователями Порфирия Иванова (это тот, который босиком в одних трусах ходил): его почитали Богом, всячески любили, вешали его портреты, но свойствами Порфирия Корнеевича никто из встреченных мной «ивановцев» не обладал. Да, труды Иванова я читал тоже, ужасно тяжёлый текст, сотни страниц неграмотного послания без абзацев и знаков препинания, по пять ошибок на одной строчке, но менять ничего нельзя – «священное» же писание. Хороший был человек Порфирий Корнеевич, но как-то сложно было мне поверить, что он и есть Бог Всемогущий. И остальные – тоже.

В целом, побывал я практически у всех, кроме закрытых староверческих сект, ознакомился с разными священными книгами или претендующими на то, чтобы быть священными – штук двести у меня до сих пор дома хранится – многое из того, что было на религиозную тему к середине 1990-х годов в России напечатано на русском языке. Конечно, многие религии прошли мимо меня, индийские секты, китайские, но так как я начал уже выбираться, в своих путешествиях, за пределы России, у меня появилась возможность познакомиться и живьём с представителями разных культов и их сторонниками. Интересно было бы узнать, есть ли какая-нибудь религия, практически применимая в жизни, и если её применять, какое будет окружающее общество.

В 1997 году я впервые съездил автостопом в Иран и далее в страны Средней Азии; в 1998 году организовал путешествие автостопом в Индию – из Москвы через Ростов, Нальчик, Тбилиси, Ереван, Иран, Пакистан в Индию и потом назад, примерно тем же маршрутом. Нас девять человек участвовало. В этих поездках мне удалось увидеть свойства и традиции кавказских народов, а затем мусульман Ирана и Пакистана. Хорошие люди встречались нам в Грузии и Армении, хорошие в Иране и Пакистане, только на Кавказе пьянствуют, а дальше, почему-то, нет. Нелюбовь к алкоголю у меня была с детства, мне казалось, что от пьяниц много проблем возникает, и в частной жизни, и в путешествиях, когда сталкиваешься с алкоголиками. Пакистанцы – гостеприимные, интересные люди показались, а жители центральной Индии, наоборот, понравились не очень.

Хотя и самой в Индии было много замечательных людей. Например, в Пенджабе есть такая религия – сикхи. Представители этой религии кормят всех желающих в своих храмах, проявляют доброту, гостеприимство, принимают на ночлег путников, помогают другим людям, не просят денег за подвоз, поклоняются единому Богу без образов и икон, и никого не тащат в свою религию, пока сам об этом не попросишь. Сикхов можно отличить по тюрбанам и длинным бородам – они никогда не стригутся и не бреются; встречаются они иногда и за пределами Пенджаба, и даже в других странах мира.

В чём-то их религия напоминает ислам: в первую очередь, у них единобожие, и Бог никакой формы не имеет. А у обычных индусов много тысяч богов: и синие, и красные, и слоны, и люди, и обезьяны, и портреты всяких лысых и волосатых, бородатых и женоподобных граждан, всё это боги. Даже индийский гуру Саи Баба – мы с друзьями неделю прожили у него в ашраме, и я подарил ему книгу «Практика вольных путешествий» – даже он считается божеством. Кто хочет притвориться божеством, или основать свою религию, может ехать в Индию, тут это, наверное, проще всего.

Интересно, народ в центре Индии, в Пенджабе и в Пакистане вроде бы народ похожий, а только религией различается. А пакистанцы – какие интересные люди! Нужно бы узнать про это – про исламскую религию – поподробнее. Кстати, некоторые жители Пакистана признавали во мне мусульманина – из-за бороды, может и вообще физиономией похож.

Никаких друзей-мусульман у меня тогда не было, и поначалу их было неоткуда взять – интернет тогда был только в зачатке, на мои встречи путешественников ходили обычные граждане, атеисты или бытовые христиане, – я решил узнать про исламское вероучение побольше (в Пакистане-то много не узнать было – они и по-английски редко разговаривают, не то что по-русски).

Антон Кротов

Антон Кротов стучал в разные ворота, чтобы найти ответы на вопросы, и в ворота посольства Саудовской Аравии в Москве постучал.

Я предположил, что самые толковые мусульмане должны обитать в посольстве Саудовской Аравии, раз это самая 100% мусульманская страна. Поэтому однажды я пришёл в саудовское посольство и сказал, что интересуюсь исламом, и хотел бы задать свой список вопросов какому-нибудь умному человеку, который разбирается в религии и говорит по-русски или по-английски.

Арабы-посольщики удивились, стали как-то шевелиться и переговариваться по-своему, и действительно в посольстве оказался знающий человек, который пригласил меня в отдельную комнатку, ответил на все мои вопросы, и даже вручил комплект литературы: Коран (арабский с английским переводом) и дюжину брошюр на русском языке. Брошюры были с большим количеством ошибок, тогда ещё (в 1999 году) не было у них на примете хорошего русского переводчика. Я поблагодарил и ушёл, чтобы глубже поизучать теорию.

Теоретические основы всех религий полезно изучать по книгам. В бытовой жизни многие вещи людям, исповедующим ту или иную религию, – совсем неизвестны. Более 90% встреченных мной православных христиан не знают Десяти заповедей и «Символа веры»; многие татары или казахи, формально считающиеся мусульманами, путают законы ислама, данные в Коране, и свои народные традиции. Ещё реже в России встречается еврей, разбирающийся в еврейской религии. Так что первым делом – теория, а потом и к практике можно переходить, посмотреть, где практика теории больше соответствует.
* * *

А в начале 1999 года подоспела и практика – мы с друзьями поехали автостопом в Африку. Из Москвы через Кавказ, Турцию, Сирию, Иорданию, Египет, мы добрались до Судана. Это, наверное, классическая мусульманская страна, в моём понимании. Люди там жили просто, как во времена средневековья, в глиняных домах, ходили пешком и ездили на верблюдах, а машин приходилось ждать подолгу – до четырёх дней мы торчали в одном месте. Хоть с транспортом было плохо, но с людьми – очень хорошо. Они жили в такой простоте, доброте и вере, как библейские патриархи. Всегда делились с нами всем, что у них было, и приглашали на ночлег. А вот соседние египтяне – хотя и тоже мусульмане – были, наоборот, прижимистыми и, даже, жадными, любили стучать на нас в полицию, а в египетской полиции работали редкостные дураки.

Также очень добрыми и замечательными показались мне сирийцы. После этого я бывал в Сирии ещё семь или восемь раз, и очень сожалею, что в такой мирной и интересной стране уже четыре года как идёт война – всё, полагаю, из-за политиков и бюрократов различных, самим-то простым сирийцам эта война, думаю, совсем не нужна.

Ну и наконец, в 2000 году мы с компанией друзей поехали автостопом через всю Африку. Прямо от Кольцевой дороги Москвы, через Калугу и Киев, через Молдавию и Румынию, Болгарию, Турцию, Сирию, Иорданию, Египет, Судан, Эфиопию, Кению, Танзанию, Замбию, Ботсвану, мы приехали в Намибию, встретили там Новый год (1.1.2001) и потом по Африке разъехались в разные стороны. В дороге нам встречались представители разных религий – и очень добрые христиане (например, отец Джон – священник из Лусаки, Замбия, который принимал нас у себя в церкви почти две недели), и соблюдающие все предписания ислама и очень добрые мусульмане (в Судане, Иордании, Сирии). Встречались и жадные и вредные граждане – мусульмане, опять же, в Египте, а христиане – в Эфиопии, особенно священники Эфиопской православной церкви. Некоторые из них даже заманили нас внутрь древней, вырубленной в скале, церкви в Лалибеле (якобы это будет для нас, русских, бесплатно), заперли нас там, и потом целый час вымогали из нас деньги, бросали камни, а потом сдали нас в полицию, обвиняя нас в том, что мы, используя силу, проникли даром в святой храм! Видели мы в Африке и сикхов – эта религия больше распространена в Индии, но и в Африке они есть, и обычно они приглашают на обед и на ночлег всех желающих. В целом, разные представители встречались нам, разных религий.

Антон Кротов

Вода — источник жизни. Фото Антона Кротова в Республике Нигер в 2020 году.

* * *

Так, я вернулся в Москву в 2001 году, после очередного, более чем полугодового путешествия (об этом у меня есть книга, она называется «200 дней на юг»). Таким образом, я уже имел 10-летний опыт путешествий и исследования разных религий и учений. Постепенно я понял, что ислам наиболее соответствует моему собственному мироощущению. Конечно, религий на планете много, их тысячи, если включить в их число все новые секты, Иванова и Саи Бабу. Но мне показалось, что ислам – ближе всего к изначальной религии, к той простой вере, которая была у Авраама, у библейских пророков, – всё-таки я Библию читал внимательно и аккуратно, там повсеместно призывы к единобожию. «Твёрдо помните!»

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Книга Второзаконие 4:17-19)

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исход, 20:4,5)

Воспитанный в библейской традиции, я понял, что ислам и есть та самая вера, к которой призывали Авраам, Моисей, ветхозаветные патриархи и сам Иисус.

«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Евангелие от Марка, 12:28-31)

Число объектов для поклонения, во многих религиях, с веками возросло. Православные и другие христиане стали поклоняться самому Иисусу и, совсем удивительно – Святому духу; отдельными божественными сущностями стали Мария, мать Иисуса, и многие святые – им возносят свои молитвы, забывая уже про Создателя; на каждом шагу встречаются «Храм такой-то иконы Божьей матери» – объектом культа теперь становится уже не Иисус, не Мария, а какое-то специальное изображение этой Марии; а вот часто ли мы видим храм Бога Единого, Бога-Создателя? Ну вот только что мечеть, получается так!

Множество сложных культовых действий, поклонение мощам и иконам, портреты Бога-Отца в виде бородатого старика – даже на потолке храма Христа Спасителя, частички мощей святых в основании каждого храма (без этих останков храм «не работает»!)… даже сама версия того, что в причастии содержится истинная кровь и истинная плоть Иисуса, это всё мне казалось всё более странным, и противоречащим прямым указаниям Библии. Современное нам православие, на мой взгляд, восприняло в себя языческие культы – почти как индуизм, с внешними формами которого я познакомился в Индии.

Защитники православных традиций побегут быстро возражать, что при Моисее тоже сделали медного змия и другие изображения, стало быть изображать (согласно Библии) можно. Что ж, путь к единобожию древних евреев тоже был труден и тернист, и от медного змия древние евреи тоже избавились со временем, и сама Библия это одобряет:

«В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского… И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан». (Четвёртая книга Царств, 18:1-4)

А в современных церквях этих «Нехуштанов» целые галереи поставлены.

Культы святых – например, Николая Угодника, и, например, культ Деда Мороза, в чём-то близки: и там, и там дедушка с бородой, о существовании которого нам говорят родители, который выполняет желания детишек и взрослых, и живёт, то ли на небе, то ли на Северном полюсе, то ли в Великом Устюге. И там, и там был, вероятно, какой-то прототип, и 1-2% высказанных желаний действительно исполняются и становятся достоянием молвы.

Антон Кротов

Соломенная мечеть в поселке Риграг, Республика Чад. Фото Антона Кротова в 2020 г.

Ладно, – можно подумать и так, – православие очень сложная и запутанная религия, а может быть лучше католическая, протестантская, какая-нибудь из новых протестантских сект – баптисты, или адвентисты, например? Они (адвентисты) единственные, кто почитают, согласно заповеди, «день субботний», именно субботний, а не какой-то там другой.

К сожалению, для некоторых сторонников этих религий – нет. Хотя они и молодцы тем, что отказались от совсем уже подозрительных почитаний (мёртвых тел, икон, служб такому-то портрету), – но вера в самого Иисуса как Бога, насколько я вижу, противоречит библейскому учению и учению самого Иисуса.

«Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди... не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. (Евангелие от Матфея 19:16-19)

Ничего не говорил Иисус о том, что нужно поклоняться ему, как Богу, возносить молитвы его матери и «святым угодникам»; или что для участия в жизни вечной нужно обязательно есть «кровь и плоть» Иисуса.

О да, найдутся сотни людей, которые хитроумным толкованием объяснят, что Иисус спас людей, правда не всех, а тех, кто крестился во имя Иисуса, или же тех, кто крестился по обряду такой-то церкви, или тех, кто принял внутрь кусочек особого хлеба... В почти любой версии, получается, что Иисус «спас» процента два населения планеты, а может быть и менее процента (только членов какой-то церкви или секты), для Бога очень невысокая результативность. Учение о спасении кровью Иисуса, на мой взгляд, было изобретено уже после Иисуса апостолом Павлом, и разработано последующими церковниками. А вера в Иисуса как Бога тоже развивалась постепенно. Об этом можно писать целые мегабайты, но многими умными людьми уже всё обсуждено и описано, а мне нужно вернуться к основному повествованию.

На мой взгляд, религия, данная Богом, должна быть простой и понятной в выполнении. Рекомендации должны быть понятны простым людям, их можно выполнить, и исполнение предписаний религии должно приносить пользу человеку, и народу вообще, тому народу, который исполняет эти предписания. Исходя из такого предположения, я отверг все запутанные вероучительные и вероусложнительные системы. И в том числе, современную версию религии евреев (иудаизм). Основанный на Единобожии, с течением тысячелетий иудаизм сильно усложнился, и сейчас – взять почитать, например, книгу Шульхан-Арух или другие важные для иудеев книги – выполнение предписаний иудаизма крайне сложно, почти невозможно, если даже всю жизнь надо этому посвятить. Устаревшая версия религии, порой как старый компьютер завирусованный: медленно работает, глюков много, вирусами оброс…

Да и сами евреи говорят примерно так: «Вы нашу религию не принимайте, это сложное, почти непосильное это дело! Вам – остальным народам – нужно соблюдать 7 заповедей потомков Ноя, и будет у вас в жизни и в будущей жизни всё в порядке».

Что же касается религий восточных, то моё мнение следующее. Буддизм – это очень интересная философия. При определённом строе мышления, буддийские принципы (например, правила жизни буддийских монахов) никак не противоречат какой-либо другой приличной религиозной системе. Но то, что мы видим под вывеской буддизма в наши дни, уже, на мой взгляд, бесконечно отошло от учения самого Будды. Поклонение статуям Будды и разных дополнительным святым и божествам; кручение молитвенных колёс и барабанов в Лхасе и Бурятии; реинкарнации далай-ламы и прочих лам; культ мёртвого тела ламы Итигэлова в Иволгинском дацане и «зуба Будды» на Шри-Ланке; разные сложные методы медитации, левитации, концентрации и сублимации, чего только не подают в упаковках «истинный буддизм» или «изначальный буддизм» разнородные гуру с востока и запада. В целом, под видом буддизма или около-буддизма подают почти всё, что угодно, включая разные коммерческие культы, Ошо или йогу разную, от изначального учения Будды все они удалены, как современные христиане – от учения Христа. Будда – хороший был человек, но его обожествили, учение его исказили, усложнили и ритуализировали, вместо спасения стали поклоняться статуям Будды, как Богу, а взаимоотношения Будды с Богом-Создателем вообще остались за рамками видимого нам буддизма. Так что я не буддист, хотя среди буддистов есть и хорошие, уважаемые люди, и по странам  буддизма (Шри-Ланка, Непал, Таиланд) я путешествовал тоже, и в Иволгинском дацане бывал, и в Тибете, в Лхасе… И где ещё буддисты есть? Ах да, в Элисте!

– Много ли людей попадают после смерти в нирвану? – спросил я одного буддийского монаха на Шри-Ланке.

– Совсем немного. Может быть, из всего человечества один человек в десять лет, – отвечал он. Это ж надо, какой низкий КПД буддийской религии, даже с точки зрения её продвинутого адепта!

Другие, более восточные культы – разные формы индуизма, а также китайские традиционные религии – я подробно не изучал, видел лишь внешние формы, внешние проявления: храмы, молельни, поведение самих индусов, китайцев. Но религии эти подействовали на меня отпугивающе, слишком много страшных идолов, статуй, изображений. Поведение же самих адептов этих религий не привело меня к дополнительному интересу, чтобы изучить их верования. То жадные какие-то, то пофигисты, то просто непонятные люди оказывались многие встречаемые мной индусы и китайцы. С мусульманами было всё понятнее и ближе. Я уже почти убедился в правильности этого учения.

* * *

Антон Кротов

Московская Соборная мечеть

Летом 2001 года я пришёл в московскую Соборную мечеть.

– Где тут у вас ислам принимают? – спросил я.

Вопрос этот никого не удивил. Дежурный имам, простой такой дядечка (наверное, там имеется несколько дежурных имамов, а то был один из них), выслушал меня, выписал даже справку о принятии ислама, и посоветовал пойти на курсы изучения религии, где я бы подробнее познакомился с исламом. Курсы начинались в начале сентября, были бесплатными, сам фонд, который организует курсы, назывался «Ихлас» (он существует до сих пор). Слушатели курсов изучают акыду (вероучение ислама), фикх (мусульманское право и быт), основы арабского языка и чтения Корана. Слушатели – народы нашего бывшего СССР, в основном жители Кавказа, а также татары.

Мой путь к Исламу. Часть 2

Родители, узнав мой интерес и изучение ислама, несколько обеспокоились; отец предупредил: «Если там начнётся военная подготовка, то скорей уходи оттуда!» Но, в целом, никаких скандалов с родителями не было, они же знали, что я изучаю различные религии, и навещал и мунитов, и мормонов, и сайентологов, и почти всех, кого можно только найти в России. Может быть, они думали, что пройдёт и интерес к исламу? Но не прошёл, и я стал мусульманином – уже сознательно, изучив более подробно основы исламской религии.

Все основы ислама («столпы» ислама) я нашёл понятными и легко объяснимыми. Вера в единого, невидимого Бога, не имеющего образа – это то, о чём учили все пророки, включая Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммада, и другие хорошие люди (например, гуру сикхов). Вера в то, что всем народам (а не только евреям) посылались пророки, но люди постепенно отклонялись от их пути… Знание того, что человеку положена периодическая молитва – благодарить Бога Всевышнего за все приходящие нам блага. Выходить, так сказать, на связь со Всевышним, можно просить у него что-то важное и нужное. Пост в определённый месяц, чтобы высвобождать время и средства на что-то более полезное, чем постоянное питание. (Вот, например, сейчас в пост месяца Рамадан я пишу этот текст.) Милостыня – делиться деньгами, едой, временем и другими благами с нуждающимися.

Антон Кротов

Совершил таки хадж Антон Кротов, написал об этом и издал книгу.

Вероятно, полезен человеку и хадж – паломничество в Мекку, как всемирное собрание мусульман; а что это такое, я постараюсь узнать и почувствовать в ближайшее время. Об этом я напишу как-нибудь отдельно.

«Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие — кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные». (Коран 2:177, перевод Крачковского)

Мусульмане знают, что в мир было послано множество пророков, все они учили единобожию, а вот закон, данный ими, в чём-то и отличался. И все, кто последовали за этими пророками по прямому пути, поклонялись лишь единому Создателю, все они могут попасть в рай. В этом существенное отличие от христианства, которое ограничивает рамки спасения коллективом тех граждан, что были крещены (а чаще всего – не просто крещены, но и в какой-то определённой церкви). Важно, что признать единобожие и принять ислам можно в любом месте, не обязательно для этого приходить в мечеть или обращаться к имаму – можно и на необитаемом острове признать существование Творца. А если какой-то папуас родился и умер, так и не узнав о существовании Бога, то душа его не погибнет в аду – он же не виноват, что нужная информация до него так и не дошла.

«Скажите: „Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему предаемся“». (Коран 2:136, перевод Крачковского)

Постепенно начал привыкать к мусульманской жизни, совершать молитву, поститься в месяц Рамадан, заглядывать в мечеть по пятницам или в какие-то другие дни. В Индонезии получалось вообще осуществить путешествие почти по одним только мечетям, странствуют и ночуют в мечетях там многие, с целью познания Всевышнего или с религиозной проповедью. Выступал и я в разных мечетях перед собравшимися, рассказывал о своих путешествиях, религиозных исследованиях, о том, как пришёл в ислам, индонезийцам это всегда интересно.

Пришлось ли от чего-то отказаться? Ну да, от сала, колбасы, котлет, всяких там сарделек, гамбургеров и других подозрительных мясопродуктов. Для мусульман, почти все мясные продукты, что продаются в России, являются нехаляльными (неправильными) – в одних свинина содержится, а в других хотя и свинины нет, но те животные были зарезаны вредным немусульманским способом. Поэтому проще вообще избегать мясных продуктов, особенно в нашей стране (а там, в Афганистане, например, или в Узбекистане, можно соглашаться на мясосодержащее угощение, если его приготовили мусульмане). Что же касается спиртных напитков, то я вообще к ним был равнодушен, водку никогда в жизни не пробовал, а пиво – раз десять за жизнь. Так что я отказался от алкоголя окончательно, и после февраля 2001 года и не пробовал более ни пива, ни других всяких опьяняющих жидкостей.

Многие соотечественники, видя, что я интересуюсь разными религиями, уверяли, что это всё неправильно, а нужно оставаться в религии предков.

Но наши предки (славяне) тоже не сохранили свою славянскую веру в Рода, Перуна, Велеса, Даждьбога и т.д., а поменяли её, в сторону уменьшения числа богов. Нет ясных причин, почему человек должен придерживаться верований своих предков. «Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (Коран, 2:170).

Если верить летописи, русский  князь Владимир в Х веке тоже старался научно подойти к выбору религии. Летописец повествует, что и мусульманские послы приезжали к князю Владимиру, но он отверг ислам, в том числе, по причине интереса к спиртным напиткам.

«В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету»… Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть»». Прошла уже тысяча с лихвой лет, и сейчас уже точно можно видеть, какая погибель Руси пришла от пьянства и от этого «веселия». К религии, запрещающей пьянство, нужно относиться очень серьёзно!

Там, где ислам исповедует подавляющее большинство населения, там и пьянства практически нет, и воровства значительно меньше, и всякого блуда и СПИДа (откройте в Интернете карту распространения СПИДа в мире, очень познавательно). Да и у нас на Руси посмотрите – поезжайте в село Средняя Елюзань в Городищенском районе Пензенской области, там 11 мечетей, хозяйство процветает, население растёт, производят всяческие продукты; поезжайте в другое село в том же районе, где мечетей нет, и живёт немусульманское население – избы покосились, заборы сгнили, поля заросли, и остались одни старухи, и изредка дети их – взрослые алкоголики, пропивающие пенсию родителей. Православную деревню сравните и мусульманскую. Разница есть? Огромная!

А воровство? Сколько я жил и путешествовал в Индонезии, в Судане, в Турции, Афганистане, Таджикистане, в других странах исламского мира до самых Коморских островов – воровство в этих странах является редкостью, можно за всю жизнь ни разу ни быть обокраденным. Отправляемся в Латинскую Америку, или Папуа-Новую Гвинею, или Чёрную (экваториальную) Африку – всюду более 90% христиан – воровство популярно, распространилось повсюду! Конечно, нигде нет стопроцентной гарантии, и слышал я, что даже в Мекке случаются воры; но почему-то в не-мусульманском мире значительно чаще происходят всякие неприятности.

А ростовщичество? Сколько проблем от того, что люди вводятся ростовщиками в грабительские проценты, разоряются, переодалживают во всяких конторах «микроденьги», «минизаймы», «деньги на дом и т.д.». Некоторые должны уже сотни тысяч рублей, от глупости своей собственной, а ростовщики на них наживаются, из-за их глупости. Притом, что ростовщичество (давать и брать деньги под %) строго запрещено Кораном. Поэтому в чисто мусульманских регионах РФ число людей, попавших в кредитную кабалу, значительно меньше.

Да, ещё спрашивают, делал ли я обрезание. В Коране про обрезание не сказано ни слова, но эта хорошая древняя традиция, идущая ещё от Авраама, и я тоже обратился в Москве к дагестанцу-специалисту, который и сделал мне обрезание в самом начале 2002 года. Технически это несложно, делается в клинике под местным наркозом. Функции организма от этого не нарушаются. Наличие обрезания никто у меня никак не проверял.

* * *

Часто спрашивают, есть ли какие-то трудности, в том, чтобы быть мусульманином в России и вообще в жизни? Такие трудности, несомненно, есть; основных я вижу три. Во-первых, уже два десятка лет в нашей стране, и в некоторых странах СНГ, растёт исламофобия – простые люди, и некоторые чиновники, думают, что люди, верующие в Единого Бога, все они вредны и опасны. Особенно сильна фобия в тех регионах, где, казалось бы, более 90% людей – мусульмане. Это Кавказ, от Черкесска до Махачкалы и некоторые регионы Средней Азии – особенно Узбекистан. Да и Таджикистан тоже. Человек с бородой рассматривается в этих регионах как враг политической стабильности, потенциальный террорист и враг народа. Десятки раз меня задерживали в этих регионах мира, потом отпускали, потом вновь задерживали. Фотографировали, снимали отпечатки пальцев, записывали протоколы, угрожали, а в Гудермесе даже дёргали за бороду. Проверяли наличие трусов (почему-то считается, что террористы не носят трусов под штанами). Однажды меня за сутки задержали восемь раз (в Дагестане). Что же касается приличных городов России, от Москвы до Владивостока, то в них проблем с ношением бороды, конечно, не возникает.

Антон Кротов

Вот Вам молельная комната. Фото Антона Кротова в Республике Чад в 2020 году.

Вторая сложность заключается в том, что наша страна северная, а в северных широтах выполнять предписания религии бывает очень сложно. Берём, например, месяц Рамадан – это месяц поста. В этом году (2016) он попал на летний период года: девять вечера мы едим, а в час ночи уже подходит рассвет, и с этого времени до вечера мы не питаемся. И утренняя молитва: летом время этой молитвы в Москве приходится на очень ранее время, два часа ночи, а в Петербурге или Мурманске вообще вечер или утро переходят друг в друга. Это, наверное, главная сложность и есть – утренняя молитва, которую сложно выполнить вовремя, если вы находитесь летом в северных широтах. Но это проблема всех религий: основные правила были даны людям южных широт, и соблюдать, например, еврейские традиции, тоже не всегда получится в Заполярье. Вариантов решения проблемы несколько, но это уже тема отдельной заметки.

Третья сложность вот в чём. Исламский призыв был начат на земле арабов, и постепенно арабский язык, вместе с религией ислама, распространился примерно в 27 странах мира. Гражданам этих стран, от Марокко до Ирака, легче воспринимать священные тексты, ведь они и говорят на этом языке, хотя и несколько изменившемся за столетия. В языках других народностей, от татар до индонезийцев, тоже много арабских слов, проникших в ходе распространения религии. А у нас, у русских, связей с арабским миром почти не было, лексика другая. Строй мыслей и вся классическая литература у нас основана на библейских выражениях и ходовых словах из синодального перевода Библии. Сотни готовых фраз и ходячих словосочетаний у нас в головах и в литературе идут оттуда, хотя мы часто это и не отслеживаем. А вот мусульманской литературы на русском языке мало, даже основные сборники хадисов (историй и высказываний пророка Мухаммада) в полном варианте не найти на русском языке – не успели ещё издать, и вообще не успели перевести (есть только выжимки из Сахиха Бухари, но не полный вариант). Отсутствие доступной литературы на русском приводит порой к спорам и разделениям среди мусульман; нужно или тщательно учить арабский язык, или пользоваться теми книгами, что уже переведены, или ждать, пока вырастут русские исламские учёные.

Мясных продуктов проще вообще избегать, и в нашей стране, и в соседних странах – и для здоровья лучше, и для кошелька удобней, дешевле жизнь получается. Так что то, что я не покупаю сало или сосиски, не ем пельмени или хот-доги, от этого жизнь только проще.

Что же касается того, легче ли путешествовать по планете мусульманину, чем представителю иных религий, – то на этот вопрос сложно ответить однозначно. Где-то это и проще и понятней (Индонезия). Где-то будут с удивлением и иногда подозрением узнавать, правильный ли вы мусульманин (Афганистан). Где-то будут вообще не понимать, в чём особенность вашей религии (Мексика). Где-то будут относиться как к врагу народа (в интернете или в некоторых регионах бывшего СССР). В целом, именно для путешествий, нет какой-то определённой лучшей религии. И, когда мы с друзьями ездили по планете в разном составе (христиане, мусульмане, атеисты), хорошие люди дальних стран не устраивали нам дискриминацию по религиозному признаку: то есть, дружелюбные мусульмане хорошо принимают и помогают и христианам, и наоборот.

И, наконец, ещё один вопрос задают некоторые скептики: можно ли обойтись вообще без религии, быть атеистом, или состряпать религию себе по вкусу? Ведь есть на свете хорошие, добрые, и успешные люди, не привязанные и не ограниченные какой-либо религией?

Ответ у меня такой. Конечно, такие люди есть – люди, успешные или же хорошие на вид, которым вообще религиозные вопросы не интересны, совсем. Так же, как есть здоровые люди, которые не делают зарядку и не придерживаются никакой оздоровительной системы, едят, что попало и живут девяносто лет. Бывает такое? Бывает. Делать зарядку всё же полезно? Думаю, что полезно. А если какая-то «зарядка», какие-то действия будут полезны нам не только девяносто лет земной жизни, но и для последующего существования, на это, я думаю, нужно обратить особое внимание.

«А есть ли вообще на свете Бог-создатель и будущая жизнь?» – спросит скептик, сидящий за клавиатурой компьютера. На эту тему терабайты уже информации написаны. Одни пишут, что Бог есть, другие – о том, что будто бы всё само создалось. Тут у меня нет сомнений, что Бог и иная жизнь существуют – мне так думалось с детства, а любителям поспорить – я предлагаю заняться этим спором потом, лет через сто, в дальнейшей, в будущей жизни. Я не сомневаюсь, что Бог посылает людям вестников, с указаниями, как жить тут, на земле – для блага самих нас, земных обитателей.

А если продолжать аналоги со здоровьем, – тут вот какая система оздоровления лучше, дыхательная гимнастика или уринотерапия? Тут уже нужно изучить основателей этих систем, как жили те люди, которые передали нам этот опыт, и как живут теперь их последователи. К сожалению, чем дальше в прошлое, тем меньше мы знаем – про жизнь Моисея, Авраама, Будды, или же какого-нибудь Кришны, если он существовал, мы имеем наборы преданий и легенд, не всегда достоверных, обросших массой невероятных чудесных подробностей. Даже жизнь Иисуса и его соратников обросла легендарными подробностями (некоторые даже предполагают, что Иисус в Индии пожил и был там похоронен в Шринагаре).

Что же касается пророка Мухаммада, то он из всех основателей крупных мировых религий – последний. В том, что он существовал, нет никаких сомнений; его жизнь подробно описана и известна историкам, и в жизни его не было подозрительных и невероятных чудес, подобных тем, что описаны в первых книгах Библии. Его учение сохранилось до нынешних дней лучше, чем учения других основателей мировых религий; современные суданцы, например – прямые наследники его учения, живут так же, как Пророк, говорят на том же языке, живут в тех же условиях, можно поехать, посмотреть. Основные правила жизни, которые передались людям от Пророка, сохранились до наших дней, их можно выполнить – они реалистичные, не очень сложные, и, как я увидел в своих путешествиях – приносят пользу и самому соблюдающему человеку, и всему обществу, в котором соблюдаются исламские традиции и законы.

Люди, получающие информацию о мире из СМИ, часто восклицают, что все мусульмане, особенно новообращённые – это вредные средневековые фанатики, вояки и террористы. Но современные террористы – это политики и чиновники, стравливающие между собой людей и целые народы. И эти народы могут формально принадлежать  и к одной религии, и к разным религиям. Не забудем, что обе мировые войны и сотни менее масштабных войн возникли на христианских землях – виноваты капиталисты, бюрократы и вожди. Иногда воинственные люди используют религиозную символику. На Донбассе с обоих сторон конфликта – православные христиане, и священники благословляют солдат на обоих сторонах на войну; в Мьянме правоверные буддисты изгоняют и иногда убивают рохинджа – мьянманских мусульман, но террористы тут не Будда и не Христос, а вполне земные политические персоны.

Антон Кротов

Палатка Антона Кротова установилась на территории республики Мали.

Наконец, подходя к концу обследования религий, нужно, справедливости ради, указать, что и среди мусульман тоже есть свои некоторые разделения и даже секты. Исламских сект, конечно, меньше, чем ответвлений христианства или индуизма – это, вероятно, зависит от сроков существования этих вероучений. В некоторых течениях ислама возникает гипертрофированное почитание разных исторических персонажей, с сооружением шикарных гробниц, и даже взыванием с просьбами о помощи к разным умершим деятелям (шейхам) из прошлого. Это распространено в Индии, на окраинах Африки, в Иране и кое-где ещё. Мне кажется, что эти народные традиции могут отдалить человека от Единобожия, а наши просьбы лучше направлять не к умершим людям, а к Аллаху Всевышнему. Обзор же мусульманских течений, к которым я не принадлежу (шииты, исмаилиты, ахмадиты, суфии разных видов), я напишу отдельно, если на то будет время и будет угодно Всевышнему.

Сотни томов религиозных и жизнеучительных писаний, чтимых многими людьми – от Велесовой книги до Книги Урантии обитают у меня, прочитанные, дома в Москве. Книга Мормона и учение Абдул-Баха, откровения Блаватской и многотомное собрание сочинений Ленина – всё это полезно прочитать человеку думающему.  Не скажу, что Коран читается проще остальных, и что там всё 100% мне понятно. Но мой выбор в пользу ислама мне ясен и очевиден. Почитайте и вы, подумайте сами.

Сейчас у нас идёт 2016 год. Вот уже пятнадцать лет я мусульманин, стараюсь исполнять предписания Всевышнего, изложенные в Коране. Советую всем, кого интересует всерьёз вопрос религии, внимательно этот вопрос исследовать всеми возможными способами – прочесть Библию, Коран и другие доступные вам священные книги. Любые книги сейчас можно найти и в бумажном виде, и в интернете. Изучить историю религий и посмотреть, как эти религиозные предписания исполняются и работают на деле. Среди моих друзей, путешественников, многие стали мусульманами – в путешествии можно и почувствовать единство Создателя, и увидеть полезность законов ислама.

Всякие вопросы по догматике ислама, и вообще всякие спорные вопросы – и ответы на них, можно найти в интересном и очень разумном блоге russ_muslim. На многие богословские темы я пока не могу написать, ибо моя компетенция и мой опыт ограничены, а там встречаются всякие толковые граждане. Есть и более подробные исламские сайты с ответами на множество вопросов, специалисты, думаю, подскажут в комментах.

Про переводы Корана я хочу ещё вставить несколько строк. Конечно, для изучения ислама в первую очередь нужно читать Коран, а не средства массовой дезинформации. Но переводы Корана бывают разные. Я хотел бы предостеречь от тех переводов, где переводчик насовал много своих слов. Это, во-первых, «стихотворный» перевод Валерии Пороховой, где очень много вставок от переводчицы, для соблюдения ритма. И, во-вторых, есть очень подробный перевод Шамиля Аляутдинова. При всём уважении к этому имаму (он проповедует в Мемориальной мечети на Поклонной Горе и пишет ответы на хорошем сайте umma.ru) — я бы остерёгся пользоваться его переводом, слишком много там вставок в квадратных скобках. Мне нравится «нейтральный» перевод Крачковского, который я прочитал изначально; русскому человеку, читавшему Библию, понятен будет дореволюционный перевод Богуславского (он есть и в современных изданиях) или некоторые другие, где не вставлено в текст дополнительных слов, а весь тафсир (объяснение) вынесен в сноски. Ну а тем, кто считает себя христианином, но не прочитал пока что Библию, рекомендую начать именно с неё (почитать её нейтральным взглядом, с умом).

На этом буду и завершать этот текст. Завершается одна из последних ночей священного месяца Рамадан – да, мусульманский календарь подвижен, и каждый год все праздники и события смещаются, относительно европейского календаря, на 11 дней назад. Это очень полезно, чтобы календарь ислама отклеился от языческих праздников плодородия, весны, солнцестояния и так далее. Каждый праздник, за тридцать три года, успеет побывать во всех сезонах в году. В этом году (2016) хадж будет в сентябре – буду надеяться, что посольство Саудовской Аравии и Всевышний Аллах позволят мне совершить и путешествие в Мекку. Тогда и напишу об этом.

Путешествуя по разным странам мира и по разным регионам нашей страны (а я уже побывал во всех регионах России и почти в сотне стран мира), в разных городах, от Сан-Франциско до Папуа, я разыскиваю мечеть – сообщество тех, кто верит в единство Создателя. Среди мусульман в мечетях встречаются белые и чёрные, русские и афганцы, европейцы и папуасы. В Коране сказано: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (Коран, 3:103). На этом я и хочу завершить этот рассказ. Держитесь за вервь Аллаха, идите по пути Аллаха, и помните о единстве человечества и единстве Создателя.

«Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах — слышащий, знающий!» (Коран, 2:256).

Мир всем, кто идёт по прямому пути, – а также тем, кто интересуется поисками пути.
Ищите, читайте, изучайте, и поймёте всё, постепенно, и сами.

Антон Кротов, июль 2016

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.